Home People Search Help About Ads Articles Events Files Forums Groups News Photos Polls More
 
Post view

84. Ангола

 

 

 

В 80-х го­дах ХХ ве­ка у бе­ре­гов Ан­го­лы мор­ски­ми ди­вер­сан­та­ми бы­ло взо­рва­но бо­лее 15 гра­ж­дан­ских су­дов, при­над­ле­жа­щих раз­лич­ным стра­нам и ком­па­ни­ям. Бы­ло со­вер­ше­но не­сколь­ко «ак­тов са­бо­та­жа» в при­бреж­ной по­ло­се: под­ры­вы мос­тов, неф­те­хра­ни­лищ, на­ви­га­ци­он­ных со­ору­же­ний. Ав­то­ры мно­гих из этих ди­вер­сий спус­тя чет­верть ве­ка так и не ус­та­нов­ле­ны. Счи­та­ет­ся, и не без ос­но­ва­ния, что к ним име­ют не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние бое­вые плов­цы 4-го раз­ве­ды­ва­тель­но-ди­вер­си­он­но­го (мор­ско­го) пол­ка юж­но­аф­ри­кан­ских ком­ман­дос. Это под­раз­де­ле­ние име­ло до­воль­но гроз­ный де­виз - «Iron Fist From The Sea» («Же­лез­ным ку­ла­ком - из-под во­ды»).

Но да­же се­го­дня, ко­гда бой­цы спец­на­за ЮАР в де­сят­ках вы­пу­щен­ных книг охот­но де­лят­ся свои­ми вос­по­ми­на­ния­ми об ус­пе­хах в ди­вер­си­он­ной вой­не про­тив Ан­го­лы, Мо­зам­би­ка и дру­гих стран, быв­шие мор­ские ди­вер­сан­ты по-преж­не­му мол­чат. В рас­по­ря­же­нии ав­то­ра это­го ма­те­риа­ла име­ет­ся ряд до­ку­мен­тов груп­пы со­вет­ских во­ен­ных спе­циа­ли­стов, ра­бо­тав­ших в Ан­го­ле в 80-х го­дах ХХ ве­ка, ко­то­рые про­ли­ва­ют свет на не­ко­то­рые под­роб­но­сти ди­вер­сий у бе­ре­гов Ан­го­лы. 

«Де­за» в жес­тян­ке из-под мас­лин 

«Глав­но­му во­ен­но­му со­вет­ни­ку в НРА (здесь и да­лее при­во­дят­ся под­лин­ные опе­ра­тив­ные до­ку­мен­ты ап­па­ра­та ГВС в Ан­го­ле. - С.К.) 

Док­ла­ды­ваю: 

В 3.00-3.40 30 ию­ля 1984 г. в ре­зуль­та­те ди­вер­сии бы­ли по­дор­ва­ны два суд­на, сто­яв­шие на внут­рен­нем рей­де пор­та Лу­ан­ды. Од­но из су­дов при­над­ле­жат ГДР, дру­гое - Ан­го­ле. На бор­ту ан­голь­ско­го суд­на (со сме­шан­ным ан­го­ло-ку­бин­ским эки­па­жем), при­быв­ше­го из Бра­зи­лии, на­хо­дил­ся груз про­до­воль­ст­вия и сна­ря­же­ния для ФА­П­ЛА. На суд­не ГДР - груз для СВА­ПО (28 ав­то­ма­шин, про­до­воль­ст­вие), а так­же про­мыш­лен­ные то­ва­ры для НРА. 

В ре­зуль­та­те взры­вов наи­бо­лее серь­ез­ные по­вре­ж­де­ния по­лу­чи­ло суд­но ГДР, на нем вы­ве­де­но из строя ма­шин­ное от­де­ле­ние. По ре­зуль­та­там пред­ва­ри­тель­но­го рас­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го ми­ни­стер­ст­вом гос­безо­пас­но­сти и обо­ро­ны НРА, ус­та­нов­ле­но, что ди­вер­сия осу­ще­ст­в­ле­на под­ры­вом маг­нит­ных мин, ус­та­нов­лен­ных на под­вод­ной час­ти су­дов. На не­мец­ком суд­не в ре­зуль­та­те под­ры­ва двух мин об­ра­зо­ва­лись про­бои­ны раз­ме­ром 3x3 и 3x3,5 м. На ан­голь­ском суд­не име­ют­ся так­же две про­бои­ны раз­ме­ром 2x2 и 3,5x1,5 м. 

Ди­вер­сия ско­рее все­го осу­ще­ст­в­ле­на под­вод­ны­ми ди­вер­сан­та­ми. Как по­ка­за­ло пред­ва­ри­тель­ное рас­сле­до­ва­ние, в пе­ри­од с 22.00 29.7 до 2.00 30.7 вбли­зи ука­зан­ных су­дов на­блю­да­лась ре­зи­но­вая лод­ка с под­вес­ным мо­то­ром с тре­мя не­из­вест­ны­ми ли­ца­ми на бор­ту. Лод­ка пы­та­лась при­бли­зить­ся и к со­вет­ско­му ры­бо­ло­вец­ко­му суд­ну, на­хо­див­ше­му­ся не­да­ле­ко от мес­та ди­вер­сии, но бла­го­да­ря бди­тель­но­сти и при­ня­тым де­жур­ной служ­бой ме­рам вы­ну­ж­де­на бы­ла уй­ти. 

В пор­ту Лу­ан­ды в на­стоя­щее вре­мя на­хо­дят­ся че­ты­ре со­вет­ских во­ен­ных ко­раб­ля: БПК «Ад­ми­рал Юма­шев», ди­зель­ная под­вод­ная лод­ка, плав­ма­стер­ская (ПМ), тан­ке­р-за­прав­щик, а так­же око­ло 30 ры­бо­ло­вец­ких су­дов. Два со­вет­ских гру­зо­вых суд­на: «Ни­ко­лай Швер­ник» и «И. Дуб­ро­вин­ский», с гру­зом ГСМ, воо­ру­же­ни­ем, бо­е­при­па­са­ми и дру­гим во­ен­ным иму­ще­ст­вом для СВА­ПО и ФА­П­ЛА на­прав­ля­ют­ся в порт На­миб. Все эки­па­жи при­ве­де­ны в со­стоя­ние по­вы­шен­ной про­ти­во­мин­ной и про­ти­во­ди­вер­си­он­ной го­тов­но­сти. Ут­вер­жден гра­фик круг­ло­су­точ­но­го гра­на­то­ме­та­ния с де­жур­ных ка­те­ров внут­ри бух­ты и у стоя­щих у при­ча­лов ко­раб­лей. 

По­мощ­ник ГВС пол­ков­ник В. Ува­ров. 

30 ию­ля 1984 г.». 

Но это был пред­ва­ри­тель­ный вы­вод, сде­лан­ный, что на­зы­ва­ет­ся, по го­ря­чим сле­дам. По­сле взры­вов бы­ли пред­при­ня­ты все ме­ры по спа­се­нию су­дов: за­ве­де­ны пла­сты­ри под про­бои­ны, а не­мец­кий транс­порт «Arendsee», во­до­из­ме­ще­ни­ем 7000 т, был от­бук­си­ро­ван спа­са­тель­ным бук­си­ром Мин­рыб­хо­за СССР к бе­ре­гу и во из­бе­жа­ние пол­но­го за­то­п­ле­ния «по­са­жен» кор­мой на мель. Ан­голь­ский ко­рабль «Luandge», ко­то­рый по­стра­дал мень­ше, сво­им хо­дом до­шел до пир­са, и уже там, из­ряд­но на­брав во­ды, сел на грунт. Но на этом «при­клю­че­ния» по­дор­ван­ных су­дов и их ко­манд не за­кон­чи­лись. В хо­де об­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го со­вет­ски­ми во­до­ла­за­ми, «на бор­ту не­мец­ко­го суд­на в 1,5 м ни­же ва­тер­ли­нии бы­ла об­на­ру­же­на еще од­на маг­нит­ная ми­на». Не­ра­зо­рвав­шая­ся. Уз­нав об этом, эки­паж спеш­но по­ки­нул суд­но, не ос­та­вив да­же вах­тен­ных. Все жда­ли но­вых взры­вов.

Со­вет­ское суд­но «Ка­пи­тан Вис­ло­бо­ков» по­сле под­ры­ва у стен­ки пор­та в На­ми­бе

Со­вет­ское суд­но «Ка­пи­тан Вис­ло­бо­ков» по­сле под­ры­ва у стен­ки пор­та в На­ми­бе

В этих ус­ло­ви­ях в де­ло всту­пи­ли со­вет­ские спе­циа­ли­сты. 1 ав­гу­ста (в день ос­но­ва­ния ан­голь­ской ар­мии - ФА­П­ЛА, ди­вер­сия, ви­ди­мо, бы­ла при­уро­че­на имен­но к это­му празд­ни­ку) ми­на с ве­ли­чай­шей ос­то­рож­но­стью при по­мо­щи ка­про­но­во­го тро­са бы­ла «за­стро­п­ле­на» со­вет­ски­ми во­до­ла­за­ми и ото­рва­на от бор­та суд­на. Не­смот­ря на еже­се­кунд­ную опас­ность взры­ва, «ад­ская ма­шин­ка» бы­ла от­бук­си­ро­ва­на при по­мо­щи ка­те­ра на бе­рег. К со­жа­ле­нию, имен этих му­же­ст­вен­ных лю­дей, ко­то­рые рис­ко­ва­ли сво­ей жиз­нью ра­ди спа­се­ния гру­за и суд­на, сей­час точ­но на­звать не смо­гу. Как уда­лось вы­яс­нить ак­ти­ви­стам «Сою­за ве­те­ра­нов Ан­го­лы», мно­гие опас­ные ра­бо­ты вы­пол­ня­ли во­до­ла­зы со стоя­ще­го в пор­ту Лу­ан­ды пла­ву­че­го до­ка Мин­мор­фло­та СССР. 

В ря­де из­да­ний на­пи­са­но, что в этих «ра­бо­тах» уча­ст­во­вал «ко­ман­дир со­вет­ско­го эс­мин­ца «Жгу­чий», ко­то­рый и спас Лу­ан­ду «от взры­ва 10 тыс. т бо­е­при­па­сов». Эту вер­сию мож­но най­ти и сей­час в Ин­тер­не­те. Но как вид­но из до­ку­мен­тов ГВС, в этот пе­ри­од «Жгу­че­го» (кста­ти, это не эс­ми­нец, а БПК), в Лу­ан­де не бы­ло… 

А что ка­са­ет­ся бо­е­при­па­сов… Вот что вспо­ми­на­ет оче­ви­дец тех со­бы­тий Вла­ди­мир Вет­рин­цев: «По­сле под­ры­ва «Arendsee» кор­пус суд­на ока­зал­ся весь под во­дой, а над во­дой бы­ла вид­на толь­ко над­строй­ка. Суд­но се­ло на грунт ров­но, без кре­на. Глу­би­на там все­го мет­ров 15. Ко­раб­ли на­ше­го Се­вер­но­го фло­та стоя­ли кор­мой к при­ча­лу все­го в двух­стах мет­рах от не­го. Кто-то вспо­ми­на­ет сей­час, что на «нем­це» бы­ли бо­е­при­па­сы. Во­до­ла­зы с плав­до­ка по­гру­жа­лись де­сят­ки раз внутрь не­мец­ко­го ко­раб­ля и в ка­че­ст­ве тро­фе­ев при­во­зи­ли хо­ло­диль­ни­ки, кон­сер­вы и упа­ков­ки сол­дат­ско­го пи­та­ния, одея­ла, ко­то­ры­ми бы­ли за­би­ты все трю­мы. По их сло­вам, ни­ка­ко­го ору­жия или бо­е­при­па­сов там не бы­ло». 

По­сле сры­ва ми­ны с бор­та суд­на в де­ло всту­пи­ли на­ши во­ен­ные спе­циа­ли­сты по мин­но-в­з­рыв­но­му де­лу. Они при­шли к вы­во­ду, что это ми­на-са­мо­дел­ка. При­чем при­ми­тив­ная. Кор­пус был сде­лан из 5-литровой бан­ки пря­мо­уголь­ной фор­мы из-под кон­сер­ви­ро­ван­ных мас­лин. По пе­ри­мет­ру ми­на обер­ну­та по­рис­той ре­зи­ной, с од­ной сто­ро­ны к бан­ке по уг­лам кре­пи­лись че­ты­ре маг­ни­та раз­ме­ром 4х5 см. Со­став­ные час­ти внут­ри ми­ны ока­за­лись скре­п­ле­ны… изо­лен­той. К дон­но­му ос­но­ва­нию ад­ской ма­шин­ки опять же скот­чем был при­ле­п­лен взры­ва­тель, от ко­то­ро­го тя­нул­ся бик­фор­дов шнур дли­ной око­ло… 7 мет­ров. Вес ВВ ми­ны со­став­лял 11 кг. По­сле тща­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния со­вет­ски­ми и ку­бин­ски­ми спе­циа­ли­ста­ми ми­на бы­ла по­дор­ва­на в пус­тын­ном мес­те на бе­ре­гу. При взры­ве об­ра­зо­ва­лась вну­ши­тель­ная во­рон­ка раз­ме­ра­ми: в глу­би­ну - 2 м, в диа­мет­ре - 5 м. 

При ос­мот­ре ми­ны у спе­циа­ли­стов вы­зва­ла удив­ле­ние ее при­ми­тив­ная кон­ст­рук­ция и длин­ный бик­фор­дов шнур. А со­от­не­ся па­ра­мет­ры про­бо­ин и син­хрон­ность про­зву­чав­ших в 3.30 но­чи 30 ию­ля 1984 го­да взры­вов, они при­шли к вы­во­ду, что эта ми­на не что иное, как «де­за». Че­ты­ре за­ря­да, по­дор­вав­шие су­да, бы­ли про­фес­сио­наль­ны­ми, сра­бо­тав­ши­ми от ра­дио­сиг­на­ла или имев­ши­ми ча­со­вой ме­ха­низм под­ры­ва. А пя­тую «са­мо­дел­ку» с не­ле­пым 7-метровым бик­фор­до­вым шну­ром ус­та­но­ви­ли спе­ци­аль­но, что­бы ее по­том об­на­ру­жи­ли. Для че­го? Ви­ди­мо, для то­го, что­бы мож­но бы­ло сва­лить ди­вер­сии на пов­стан­цев из УНИ­ТА. 

И хо­тя со­вет­ским во­ен­ным спе­циа­ли­стам бы­ло яс­но, что ми­ны ус­та­но­ви­ли вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ные под­вод­ные бое­вые плов­цы, ко­то­рых у пар­ти­зан­ско­го дви­же­ния УНИ­ТА быть про­сто не мог­ло, пря­мых до­ка­за­тельств при­ча­ст­но­сти под­вод­но­го спец­на­за ВС ЮАР к этой ак­ции най­ти то­гда не уда­лось. Но бы­ли кос­вен­ные. В пе­ри­од, пред­ше­ст­во­вав­ший взры­вам, в пор­ту Лу­ан­ды вста­ло на якорь на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ское суд­но под япон­ским фла­гом. На бе­рег ни­кто не схо­дил, пре­сной во­ды, про­до­воль­ст­вия, ГСМ ка­пи­тан суд­на не за­пра­ши­вал. Ко­рабль имел по­доз­ри­тель­но бо­га­тую ан­тен­ную ос­на­ст­ку, вклю­чая мощ­ную РЛС, стре­ми­тель­ные об­во­ды и, су­дя по все­му, мно­го­силь­ный дви­га­тель. А ут­ром 30 ию­ня его в пор­ту уже не бы­ло… 

Япон­ский след… 

По­че­му «япо­нец» по­пал под по­доз­ре­ние? Де­ло в том, что по­доб­ное суд­но под япон­ским фла­гом уже бы­ло за­фик­си­ро­ва­но у бе­ре­гов Ан­го­лы в 1982 го­ду. И его по­яв­ле­ние сов­па­ло с гром­кой ди­вер­си­ей. То­гда в ок­ре­ст­но­стях го­ро­да На­миб взле­тел на воз­дух стра­те­ги­че­ский же­лез­но­до­рож­ный мост че­рез ре­ку Жи­ра­ул. Вот вы­держ­ки из до­ку­мен­та тех лет. 

Глав­но­му во­ен­но­му со­вет­ни­ку в Ан­го­ле ге­не­рал-лей­те­нан­ту К. Ку­роч­ки­ну 

Док­ла­ды­ваю: 

8.11.1982 г. в 4.50 в рай­оне 12 км се­вер­нее пор­та На­миб взо­рван же­лез­но­до­рож­ный мост, имею­щий стра­те­ги­че­ское зна­че­ние при транс­пор­ти­ров­ке ору­жия и ма­те­ри­аль­ных средств в рай­оны дис­ло­ка­ции войск ФА­П­ЛА и ку­бин­ской груп­пи­ров­ки, ве­ду­щих бое­вые дей­ст­вия с КРГ УНИ­ТА в про­вин­ци­ях Ку­не­не и Кван­ду-Ку­бан­гу. Од­но­вре­мен­но в 400 м вверх по пой­ме ре­ки час­тич­но по­дор­ван ав­то­до­рож­ный мост ме­ст­но­го зна­че­ния. 

Ис­хо­дя из оп­ро­сов на­се­ле­ния и ох­ра­ны, под­рыв мос­тов пред­по­ло­жи­тель­но мог быть осу­ще­ст­в­лен спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ны­ми ди­вер­сан­та­ми… при­быв­ши­ми со сто­ро­ны океа­на. 

Ус­та­нов­ле­но что …в ночь с 7 на 8 но­яб­ря с. г. в рай­оне же­лез­но­до­рож­но­го мос­та до­ро­ги На­ми­б-Лу­бан­го­-М­ат­ала (мост рас­по­ло­жен в од­ном км от бе­ре­га) с не­сколь­ких бы­ст­ро­ход­ных ка­те­ров был вы­са­жен мор­ской де­сант. При от­хо­де ди­вер­сан­та­ми бро­шен один не­ис­прав­ный двух­мо­тор­ный ка­тер (два на­вес­ных мо­то­ра по 25 л.с.) и 15 пус­тых ка­нистр из-под го­рю­че­го. Кро­ме то­го, на бе­ре­го­вой по­ло­се и в мо­ре в рай­оне вы­сад­ки бы­ло об­на­ру­же­но бо­лее 200 пла­ваю­щих пус­тых пла­сти­ко­вых бу­ты­лок, ок­ра­шен­ных лю­ми­нес­цент­ной крас­кой, пред­по­ло­жи­тель­но слу­жив­ших ори­ен­ти­ром для ди­вер­сан­тов. 

Ве­че­ром пе­ред ди­вер­си­ей в ак­ва­то­рии, при­ле­гаю­щей к пор­ту На­миб, бы­ло за­ме­че­но по­доз­ри­тель­ное суд­но под япон­ским фла­гом, ко­то­рое, од­на­ко, в тер­ри­то­ри­аль­ные во­ды не вхо­ди­ло, а ут­ром ис­чез­ло… 

Стар­ший груп­пы СВС 5-го во­ен­но­го ок­ру­га 

пол­ков­ник Ива­нов 

15 но­яб­ря 1982 г. 

Третье, и са­мое гром­кое, по­яв­ле­ние «япон­ца» у бе­ре­гов Ан­го­лы бы­ло за­фик­си­ро­ва­но в 1986 го­ду. То­гда в ночь с 5 на 6 ию­ня в пор­ту На­миб бы­ли по­дор­ва­ны три суд­на: со­вет­ские су­хо­гру­зы «Ка­пи­тан Чир­ков» (16000 т во­до­из­ме­ще­ния), «Ка­пи­тан Вис­ло­бо­ков» (12000 т), дос­та­вив­шие око­ло 20 ты­сяч тонн ору­жия, бо­е­при­па­сов для ан­голь­ской ар­мии, пар­ти­зан СВА­ПО и АНК, и ку­бин­ский па­ро­ход «Га­ва­на» (6000 т) с гру­зом про­до­воль­ст­вия. А ран­ним ут­ром 6 ию­ня по­сле ди­вер­сии «япо­нец» ти­хо снял­ся с яко­ря и ушел. При этом эки­паж, так же как в 1984 го­ду в пор­ту Лу­ан­ды, не вы­ска­зы­вал по ра­дио ка­пи­та­ну пор­та ни­ка­ких просьб о снаб­же­нии пре­сной во­дой или то­п­ли­вом.

По­дор­ван­ное суд­но «Га­ва­на» в На­ми­бе, 1986 г.

По­дор­ван­ное суд­но «Га­ва­на» в На­ми­бе, 1986 г.

Про­фес­сио­наль­ные маг­нит­ные ми­ны, ус­та­нов­лен­ные на дни­щах со­вет­ских ко­раб­лей и «ку­бин­ца» сра­бо­та­ли, ко­гда ко­раб­ли уже на­хо­ди­лись у при­чаль­ной стен­ки. Из-за ма­лой глу­би­ны и со­лид­ных раз­ме­ров со­вет­ские су­да не за­то­ну­ли, а толь­ко осе­ли на грунт. «Ку­бин­цу» по­вез­ло мень­ше: суд­но пе­ре­вер­ну­лось и прак­ти­че­ски пол­но­стью по­гру­зи­лось под во­ду. Поз­же бы­ло ус­та­нов­ле­но, что со­вет­ские ко­раб­ли спас­ло то, что часть взрыв­ных уст­ройств (од­но из ка­ж­дых че­ты­рех) да­ла сбой. Прес­са и офи­ци­аль­ные ли­ца ЮАР ка­те­го­ри­че­ски оп­ро­верг­ли при­ча­ст­ность сво­их спе­ци­аль­ных сил к взры­вам, вы­ска­зав пред­по­ло­же­ние, что ди­вер­сии - «это де­ло рук пар­ти­зан УНИ­ТА». 

И хо­тя опи­са­ние этой ди­вер­сии не най­ти ни в од­ном «твер­дом» из­да­нии о юж­но­аф­ри­кан­ском спец­на­зе «вре­мен прав­ле­ния бе­ло­го мень­шин­ст­ва», со­вет­ские спе­циа­ли­сты по про­ти­во­ди­вер­си­он­ной борь­бе ре­кон­ст­руи­ро­ва­ли ход опе­ра­ции. 

Взры­ва­ем в мо­ре, «шу­мим» на су­ше… 

Пред­по­ла­га­ет­ся, что груп­па ди­вер­сан­тов со­стоя­ла из 18 под­вод­ных бое­вых плов­цов recces. Она бы­ла дос­тав­ле­на к бе­ре­гам Ан­го­лы на гра­ж­дан­ском бы­ст­ро­ход­ном суд­не, ко­то­рое для «ка­муф­ля­жа» не­сло япон­ский флаг. В ка­че­ст­ве от­вле­каю­ще­го ма­нев­ра час­ти ди­вер­сан­тов бы­ла по­став­ле­на за­да­ча под­ры­ва на бе­ре­гу ем­ко­стей с го­рю­чим, опор ЛЭП и же­лез­но­до­рож­но­го мос­та. 

Маг­нит­ные ми­ны бы­ли ус­та­нов­ле­ны ско­рее все­го, ко­гда су­да на­хо­ди­лись на рей­де, так - про­ще и безо­пас­нее для бое­вых плов­цов. Юж­но­аф­ри­кан­цы зна­ли, что со сто­ро­ны ку­бин­цев и со­вет­ских со­вет­ни­ков пред­при­ни­ма­ют­ся дос­та­точ­но эф­фек­тив­ные про­ти­во­ди­вер­си­он­ные ме­ры. При раз­груз­ке суд­на у при­чаль­ной стен­ки на па­лу­бе на­хо­ди­лись са­пе­ры с не­сколь­ки­ми ящи­ка­ми руч­ных ос­ко­лоч­ных гра­нат. Они с про­ме­жут­ка­ми в 15-20 ми­нут, а то и ча­ще, бро­са­ли за борт гра­на­ты. Эта прак­ти­ка в Ан­го­ле бы­ла от­ра­бо­та­на. При взры­ве под во­дой суд­но не по­лу­ча­ло ни ма­лей­ших по­вре­ж­де­ний, а бое­вой пло­вец, да­же ес­ли он ока­зы­вал­ся вне не­по­сред­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия взры­ва, ис­пы­ты­вал мощ­ный ди­на­ми­че­ский удар, что ста­ви­ло даль­ней­шее вы­пол­не­ние за­да­ния под во­прос. 

В поль­зу вер­сии ус­та­нов­ки мин на от­кры­том рей­де го­во­рит и тот факт, что ку­бин­ско­му транс­пор­ту «Га­ва­на» и со­вет­ским су­дам при­шлось око­ло со­ро­ка ча­сов про­сто­ять на внеш­нем рей­де, ожи­дая ос­во­бо­ж­де­ния пир­са, на ко­то­ром раз­гру­жа­лись гре­че­ский су­хо­груз и италь­ян­ское суд­но (ско­рее все­го их раз­груз­ка за­тя­ги­ва­лась на­ме­рен­но, че­рез имев­шую­ся у юж­но­аф­ри­кан­цев в пор­ту аген­ту­ру). 

По­сле за­хо­да солн­ца 5 ию­ня с бор­та «япон­ца» бы­ли спу­ще­ны бы­ст­ро­ход­ные ре­зи­но­вые лод­ки, ко­то­рые под по­кро­вом но­чи дос­та­ви­ли к ко­раб­лям две груп­пы по шесть бое­вых плов­цов. Они уш­ли под во­ду и ус­та­но­ви­ли под дни­щем ка­ж­до­го из су­дов, стоя­щих на от­кры­том рей­де, по че­ты­ре маг­нит­ные ми­ны за­мед­лен­но­го дей­ст­вия с тро­ти­ло­вым эк­ви­ва­лен­том по 12 кг ка­ж­дая. Дей­ст­вия треть­ей груп­пы долж­ны бы­ли обес­пе­чить али­би юж­но­аф­ри­кан­ско­му спец­на­зу и воз­мож­ность «при­пи­сать ав­тор­ст­во взры­вов» УНИ­ТА. При­чем не так при­ми­тив­но, как в слу­чае с опе­ра­ци­ей в Лу­ан­де в 1984 го­ду! Под­рыв ко­раб­лей в На­ми­бе дол­жен был со­про­во­ж­дать­ся «шу­мом» на су­ше. 

Бое­вые плов­цы треть­ей груп­пы, пре­одо­лев под во­дой не­сколь­ко ки­ло­мет­ров, вы­шли на су­шу, не­за­мет­но прой­дя ми­мо ан­голь­ских по­стов, раз­де­ли­лись. Часть груп­пы от­пра­ви­лись к скла­дам го­рю­че-с­ма­зоч­ных ма­те­риа­лов, дру­гая - к же­лез­но­до­рож­ной вет­ке, свя­зы­ваю­щей На­миб с Лу­бан­гу, что­бы взо­рвать один из мос­тов, на­ру­шив со­об­ще­ние с пор­том. Та же груп­па за­ми­ни­ро­ва­ла не­сколь­ко опор ЛЭП. При­ме­ча­тель­но, что ми­ны, ус­та­нов­лен­ные на ЛЭП, бы­ли италь­ян­ски­ми, но ди­вер­сан­ты да­же не по­пы­та­лись скрыть их про­ис­хо­ж­де­ние, по­про­сту по­бро­са­ли за­щит­ные ко­жу­хи ря­дом. 

Од­на бое­вая па­ра ди­вер­сан­тов вы­шла к то­п­лив­ной ба­зе на бе­ре­гу мо­ря и ус­та­но­ви­ла на не­ко­то­ром рас­стоя­нии от неф­те­на­лив­ных ре­зер­вуа­ров… пять ре­ак­тив­ных гра­на­то­ме­тов со­вет­ско­го про­из­вод­ст­ва РПГ-7 с са­мо­ли­к­ви­да­то­ра­ми, за­про­грам­ми­ро­ван­ны­ми на оп­ре­де­лен­ное вре­мя. Ка­ж­дый из них, ус­та­нов­лен­ный на тре­но­ге (их по­том об­на­ру­жи­ли), был на­це­лен на свою жерт­ву: че­ты­ре ем­ко­сти с то­п­ли­вом и на­сос­ную груп­пу. 

Раз­вяз­ка на­сту­пи­ла ран­ним ут­ром 6 ию­ня. Ко­гда стрел­ка на ча­сах вах­тен­но­го де­жур­но­го со­вет­ско­го транс­пор­та «Ка­пи­тан Вис­ло­бо­ков» при­бли­зи­лась к 5 ча­сам ут­ра, про­зву­ча­ли три од­но­вре­мен­ных взры­ва, ко­то­рые за­ста­ви­ли из­ряд­но вздрог­нуть кор­пус суд­на. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя вы­яс­ни­лось, что че­рез три про­бои­ны в трю­мы ко­раб­ля по­сту­па­ет во­да. Позд­нее рас­счи­та­ли и раз­мер про­бо­ин - он дос­тиг 24 кв. м. Но груз не по­стра­дал, воз­го­ра­ния бо­е­при­па­сов не про­изош­ло, хо­тя суд­но ста­ло осе­дать на кор­му. 

Пер­вые взры­вы на транс­пор­те «Ка­пи­тан Вис­ло­бо­ков» сов­па­ли с зал­па­ми гра­на­то­ме­тов на то­п­лив­ной ба­зе. Но гра­на­то­ме­ты бы­ли на­ро­чи­то де­мон­ст­ра­тив­но ус­та­нов­ле­ны на слиш­ком боль­шой даль­но­сти - око­ло 500 мет­ров, что лиш­ний раз го­во­рит в поль­зу ва­ри­ан­та «ак­ции от­вле­че­ния». В это же вре­мя взо­рва­лись ми­ны под пя­тью опо­ра­ми ЛЭП. Ос­ве­ще­ние в го­ро­де по­гас­ло. 

Вслед за этим взо­рва­лись три из че­ты­рех мин, за­ло­жен­ных ни­же ва­тер­ли­нии транс­пор­та «Ка­пи­тан Чир­ков», и ми­ны, ус­та­нов­лен­ные под дни­щем «ку­бин­ца». Их ко­ман­ды не­мед­лен­но за­ня­ли мес­та по ава­рий­но­му рас­пи­са­нию и при­сту­пи­ли к спа­се­нию соб­ст­вен­ных ко­раб­лей. К сча­стью, ни­кто из чле­нов эки­па­жа су­дов не по­стра­дал, да­же всем ку­бин­цам уда­лось по­ки­нуть гиб­ну­щее суд­но. 

Ни­ка­ких «Made in» 

По­сколь­ку су­ще­ст­во­ва­ла ре­аль­ная опас­ность но­вых ди­вер­сий в На­ми­бе или взры­ва не­ра­зо­рвав­ших­ся мин, бы­ло ре­ше­но на­пра­вить в Ан­го­лу со­вет­ских бое­вых плов­цов. Опе­ра­ция пла­ни­ро­ва­лась в Мо­ск­ве в глав­ном шта­бе ВМФ. От­ту­да на­чаль­ни­ку шта­ба Чер­но­мор­ско­го фло­та ви­це-ад­ми­ра­лу В. Се­ли­ва­но­ву, у ко­то­ро­го име­лось в рас­по­ря­же­нии под­раз­де­ле­ние про­ти­во­ди­вер­си­он­ных сил и средств (ПДСС), по­сту­пи­ло со­от­вет­ст­вую­щее рас­по­ря­же­ние. 

Ко­ман­дир груп­пы ПДСС в Ан­го­ле Ю. Пля­чен­ко◄ Ко­ман­дир груп­пы ПДСС в Ан­го­ле Ю. Пля­чен­ко 

В Мо­ск­ве со­вет­ским мор­ским спец­на­зов­цам бы­ла по­став­ле­на за­да­ча: не толь­ко спа­сти груз и обез­вре­дить не­ра­зо­рвав­шие­ся ми­ны, но и оп­ре­де­лить их «ав­тор­ст­во» - за весь пе­ри­од ан­голь­ской вой­ны со­вет­ские су­да и их эки­па­жи впер­вые бы­ли под­верг­ну­ты та­кой опас­но­сти. Со­вет­ское ру­ко­во­дство вол­но­вал во­прос: кто сто­ит за этим? Стар­шим груп­пы был на­зна­чен ко­ман­дир ПДСС Чер­но­мор­ско­го фло­та ка­пи­тан 2 ран­га Юрий Пля­чен­ко. Вот что он вспо­ми­нал: «В шта­бе фло­та ме­ня спро­си­ли: сколь­ко вре­ме­ни не­об­хо­ди­мо на сбор груп­пы? У нас го­тов­ность - 20 ми­нут. Но здесь бы­ло осо­бое за­да­ние, я по­про­сил 4 ча­са. По­стро­ил мат­ро­сов: доб­ро­воль­цы есть? Шаг­ну­ли впе­ред все. Взял дво­их, не­дав­но вер­нув­ших­ся с бое­вой служ­бы в Эфио­пии. У них и с акк­ли­ма­ти­за­ци­ей про­блем не пред­ви­де­лось, да и акул они не толь­ко на кар­тин­ках ви­де­ли. На­зна­чил в груп­пу еще двух мич­ма­нов и офи­це­ра. Вы­ле­те­ли в Мо­ск­ву. Ин­ст­рук­таж у на­чаль­ни­ка глав­но­го шта­ба ВМФ был ко­ро­ток: «Бе­ре­ги лю­дей». Спеш­ка, пом­ню, бы­ла страш­ная. Ме­ди­ки бы­ли ка­те­го­ри­че­ски про­тив, у нас не бы­ло не­об­хо­ди­мых при­ви­вок. Я сам слы­шал, как так при мне в глав­ный штаб ВМФ по­зво­нил то­гдаш­ний пред­се­да­тель Со­ве­та ми­ни­ст­ров СССР Н. Рыж­ков: «Что вы там тя­не­те? Я уже с 17 го­су­дар­ст­ва­ми до­го­во­рил­ся о про­ле­те спец­рей­са, а вы од­ну жен­щи­ну-в­ра­ча уго­во­рить не мо­же­те!». 

При­быв в На­миб, со­вет­ские бое­вые плов­цы об­на­ру­жи­ли две не­ра­зо­рвав­шие­ся ми­ны, при­кре­п­лен­ные к дни­щу ко­раб­лей. Они бы­ли ос­на­ще­ны ори­ги­наль­ной сис­те­мой не­из­вле­кае­мо­сти. Ю. Пля­чен­ко вспо­ми­нал: «Ран­ним ут­ром по­шли под во­ду. На­строе­ние бы­ло мерз­кое. При­ле­те­ли без ору­жия, а вдруг не­из­вест­ный про­тив­ник ре­шит еще раз на­ве­дать­ся? А как по­ве­дут се­бя ми­ны? Лас­той взмах­нешь не­ос­то­рож­но, и...». Бое­вые плов­цы ВМФ СССР три­ж­ды в день спус­ка­лись под во­ду, кон­тро­ли­руя со­стоя­ние мин и ста­ра­ясь най­ти вы­ход из по­ло­же­ния. А ведь в лю­бую се­кун­ду в их кор­пу­се мог во­зоб­но­вить ра­бо­ту ча­со­вой ме­ха­низм и про­изой­ти взрыв. К На­ми­бу тем вре­ме­нем по­до­шел бое­вой ко­рабль Се­вер­но­го фло­та из со­ста­ва 30-й опе­ра­тив­ной эс­кад­ры ВМФ СССР. За­нял по­зи­цию, что­бы от­сечь под­вод­ных плов­цов про­тив­ни­ка со сто­ро­ны океа­на, и на­чал сис­те­ма­ти­че­ский об­стрел ак­ва­то­рии пор­та из про­ти­во­ди­вер­си­он­ных ми­но­ме­тов. Под та­кой ох­ра­ной ра­бо­та ста­ла безо­пас­нее. 

Про­ще все­го бы­ло бы взо­рвать ми­ны на мес­тах их ус­та­нов­ки. Но то­гда по­стра­да­ли бы су­да да и опас­ный груз мог сде­то­ни­ро­вать. Кро­ме то­го, бы­ла бы не вы­пол­не­на за­да­ча в оп­ре­де­ле­нии «ав­тор­ст­ва» ди­вер­сий. Бое­вые плов­цы ПДСС Чер­но­мор­ско­го фло­та на­шли вы­ход: ре­ши­ли осу­ще­ст­вить срыв ми­ны с бор­та «Ка­пи­та­на Вис­ло­бо­ко­ва» контр-взры­вом 40-граммовой «пор­ции» ВВ. 

Пе­ред на­ча­лом опе­ра­ции ук­ре­пи­ли из­нут­ри кор­пус ко­раб­ля в рай­оне ус­та­нов­ки ми­ны бе­тон­ной «по­душ­кой». По­сле ми­ни-в­з­ры­ва ми­на ото­рва­лась от кор­пу­са, но… не­ожи­дан­но взо­рва­лась на грун­те. И хо­тя опас­ность для суд­на бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на, у Пля­чен­ко бы­ла за­да­ча из Мо­ск­вы - до­быть «жи­вую», не­ра­зо­рвав­шую­ся кон­ст­рук­цию. Пра­ва на ошиб­ку уже не бы­ло. То­гда бы­ло при­ня­то до­воль­но про­стое, но ока­зав­шее­ся эф­фек­тив­ным ре­ше­ние: за­кре­пить дру­гую ос­тав­шую­ся ми­ну проч­ным ка­про­но­вым тро­си­ком и со­рвать ее с по­верх­но­сти ко­раб­ля. Ре­ше­ние бы­ло про­дик­то­ва­но тем, что за вре­мя, про­шед­шее с мо­мен­та ус­та­нов­ки мин (шли 36-е су­тки опе­ра­ции), шток уст­рой­ст­ва не­из­вле­кае­мо­сти ми­ны об­рос во­до­рос­ля­ми и ра­куш­ка­ми и, по всем рас­че­там, не дол­жен был сра­бо­тать. Опе­ра­ция уда­лась. Ад­ская ма­шин­ка бы­ла «от­бук­си­ро­ва­на» на бли­жай­ший пляж. 

Там Пля­чен­ко ра­зо­брал ми­ну до вин­ти­ка. Пер­вой бы­ла от­де­ле­на пе­но­пла­сто­вая обо­лоч­ка, га­ран­ти­рую­щая ми­не «пла­ву­честь», по­том крыш­ка с взры­ва­те­лем. Сле­дую­щей со­вет­ский офи­це­р-с­пец­на­зо­вец снял пе­чат­ную пла­ту, под ко­то­рой на­хо­дил­ся блок пи­та­ния с ме­ха­низ­мом до­сыл­ки де­то­на­то­ра. По­сле ка­ж­до­го эта­па де­ла­лись пау­за в 15-20 ми­нут и фо­то­сним­ки «из­де­лия». 

Кон­ст­рук­ция ми­ны бы­ла ори­ги­наль­ной, штуч­ной. «Та­ко­го ти­па мин ни­кто в ми­ре еще не при­ме­нял» - вот мне­ние Ю. Пля­чен­ко. Для за­труд­не­ния иден­ти­фи­ка­ции на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти при сбор­ке ис­поль­зо­ва­лись де­та­ли мно­гих стран и фирм. Элек­тро­дви­га­тель, на­при­мер, был япон­ский, кон­такт­ная груп­па - анг­лий­ско­го про­из­вод­ст­ва, а ис­точ­ник пи­та­ния из­го­тов­лен в Гол­лан­дии. Все это бы­ло за­клю­че­но в проч­ный ти­та­но­вый кор­пус, снаб­жен­ный маг­нит­ны­ми «при­сос­ка­ми», спо­соб­ны­ми удер­жи­вать до 20 кг по­лез­ной на­груз­ки. На ми­не име­лась мар­ки­ров­ка «DD» и по­ряд­ко­вый но­мер - «13». Вот и все. Ни­ка­ких «made in». Но по кон­ст­рук­ции и при­ме­няе­мым де­та­лям был сде­лан од­но­знач­ный вы­вод: ми­на сра­бо­та­на в стра­не с до­воль­но вы­со­ки­ми тех­но­ло­гия­ми. По сви­де­тель­ст­ву офи­це­ров раз­вед­управ­ле­ния ВМФ СССР, осу­ще­ст­вить опе­ра­цию та­ко­го уров­ня и мас­шта­ба в то вре­мя и в том ре­гио­не бы­ло по си­лам лишь про­фес­сио­на­лам из спе­ци­аль­ных сил ВС ЮАР, спе­циа­ли­зи­ро­вав­ших­ся на мор­ских ди­вер­си­ях.

admin 21.02.2018 0 155
Comments
Order by: 
Per page:
 
  • There are no comments yet
Post info
admin
Тестовый прогон всех систем
21.02.2018 (145 days ago)
Rate
0 votes
Actions
Recommend
Categories
Books (1 posts)
Lifestyle (2 posts)